Российский премьер Владимир Путин заявил, что для изменения структуры экономики страны — так называемой новой «индустриализации» — необходимо в ближайшие три года вложить в нее 43 трлн рублей. Эксперты считают, что призыв к индустриализации несколько противоречит вступлению страны в ВТО и объясняют слова премьера предвыборной риторикой.
По оценкам Путина, сумма, выделенная на «индустриализацию» примерно равна ВВП России в прошлом году.
«Чтобы изменить структуру экономики, мы намерены провести „новую индустриализацию“, модернизировать или вновь создать до 25 млн современных рабочих мест», — заявил глава правительства в среду на заседании «Деловой России».
Структура экономики будет, по мнению премьера, изменяться за счет несырьевого бизнеса, за счет запуска «нашего собственного внутреннего инвестиционного мотора». Путин также спрогнозировал, что уровень инфляции в 2011 году будет лишь чуть выше 6%.
Кандидат в президенты Путин еще раз повторил цель российских властей вернуться к ежегодному росту ВВП на 6–7%.
«Через пять лет войти в пятерку крупнейших экономик мира и на треть повысить производительность труда», — сказал премьер.
Кирилл Рогов, сотрудник Института экономики переходного периода, видит во вчерашнем выступлении Путина «набросок его программы». Программа премьера — это вариант дирижистского развития экономики, чего, по словам эксперта, и стоило ожидать от Владимира Путина — «это ему близко по духу».
По словам эксперта, Путин пытается в условиях, когда источники для роста уже утрачены, создать новые за счет госинвестиций и заимствований на внешних рынках.
В отличие от речей Медведева в выступлении Путина нет модернизационной риторики, введения новых режимов для постиндустриальной экономики, он напротив, напирает на высокотехнологичную индустриальную экономику.
«Отход (от сырьевой экономики) возможен только в случае проведения курса на модернизацию. Не просто деньги вкладывать, а с определенными реформами, иначе деньги могут утонуть, раствориться в песке», считает профессор факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Алексей Портанский.
Индустриализация или ВТО
Михаил Хазин, президент компании «Неокон», полагает, что пока слова премьера — это предвыборная риторика.
«Вся экономическая политика и Путина и Медведева — это политика гайдаровской команды», — утверждает эксперт.
«Что он (Владимир Путин) отказывается от всей истории предыдущих 12 лет и хочет заниматься государственным стимулированием экономики?» — задается вопросом эксперт.
Если Путин реально хочет менять политику последних 12 лет, то он должен показать, с кем он этой политикой будет заниматься, считает Хазин.
По мнению эксперта, люди, которые на текущий момент составляют команду Путина, не поддерживают идею господдержки экономики.
Хазин привел в пример Казахстан, который схож со структурой экономики России, где уже три года идет очень мощная индустриализация, поддержанная идеологической базой. Правительство страны не хочет впасть в зависимость от импорта, когда нефтяные доходы неминуемо сократятся. И за три года они ввели в строй 700 предприятий реального сектора.
Если Путин хочет повторить эту политику, этому противоречит вступление страны в ВТО. Если Россия хочет заниматься индустриализацией, ей надо закрывать свои рынки в тех секторах, в котором она хочет создавать что-либо импортозамещающее, добавляет эксперт.
Кирилл Рогов полагает, что на каком-то этапе необходимо вступать в ВТО, но при этом поддержка промышленности, ориентированной на экспорт, должна начинаться до момента присоединения к организации.
«До некоторой степени они совместимы, но по многим параметрам это выглядит не очень работоспособным для российской экономики», — отмечает эксперт.
«Решительный налоговый маневр»
Владимир Путин на съезде заявил о необходимости «решительного налогового маневра», который бы помог перестроить фискальную политику на решение задач индустриального развития страны.
«Для укрепления и наращивания промышленного потенциала страны налоговая система должна стимулировать инвестиции, прежде всего в производственный сектор. У несырьевого бизнеса должно оставаться больше средств для развития», — заявил он.
Он также заявил о возможности введения налога на роскошь как социального инструмента.
Дина Крылова, президент межрегионального общественного фонд Деловая перспектива, считает, что все озвученные Путиным предложения достаточное обтекаемы, «весь черт в деталях». «Пока это только декларации, мы же не видели конкретных предложений», — добавляет она.
В налоговой системе две функции налоговая и стимулирующая, которая у нас была слабо задействована. «И сейчас в предвыборный период, когда нет времени конкретизировать предложения, раздается очень много обещаний…, весь вопрос, как они будут реализованы», — говорит Крылова.
По ее мнению, малый и средний бизнес особенно страдает от огромных социальных налогов и абсолютно непрозрачной системы их дальнейшего расходования.
Кирилл Рогов полагает, что давно надо было ввести налог на недвижимость, хотя он не решает проблем бюджета. Эксперт отмечает, что «спекуляция землей является одним из важнейших бизнесов российской демократии».
Алексей Портанский против введения налога на богатство, так как иначе бизнес опять уйдет в серые схемы. Он считает, что нужно пересматривать НДС, так как до сих пор не решен вопрос возврата НДС при экспорте, да и сам налог достаточно высокий.
Путин обещает запустить «инвестиционный мотор»
Страница: 1
Сообщений 1 страница 1 из 1
Поделиться123 Дек 2011 01:44:47
Страница: 1